Жидкая резина для авто - покраска от А до Я.

25 апреля 2018

Добрый день, дорогие читатели!

В этой статье мы хотели бы подробно и развернуто рассказать о технологии покраски авто жидкой резиной и полиуретаном.
Мы надеемся, что статья будет интересной для вас, полезной и поможет лучше разобраться в съемных красках, технологиях их нанесения и оградит от возможных проблем и ошибок при покраске.
В статье мы пробежимся по всем этапам, необходимым для качественной покраски жидкой резиной:
- мойка авто
- арматурные работы
- маскировка и обезжиривание
- покраска
- покрытие лаком

В нашей статье мы будем рассказывать о технологии окраски авто на примере жидкого полиуретана Larex.
Если вы собираетесь работать жидкими резинами, то никакой разницы в технологии нанесения скорее всего не будет, не переживайте.

В чем же основное отличие жидкой резины и полиуретана?

Жидкая резина появилась на мировом рынке в 2010 году и несмотря на огромное количество плюсов и сфер применения, она все же немного устарела.
Жидкий полиуретан - это логичное глобальное обновление жидкой резины, выход на принципиально новый уровень.
Основными отличиями жидкого полиуретана являются:
- Высокий сухой остаток: толщина одного слоя составляет 15-20 микрон (жидкая резина имеет толщину 5-7 микрон при равных условиях нанесения). 
Производители жидких резин и полиуретана рекомендуют соблюдать минимальную толщину финишного покрытия в 80 микрон - это наделяет материал хорошими защитными свойствами, а также позволяет быть легко снятым спустя годы. В таком случае жидкой резиной потребуется нанести 12-15 слоев для получения необходимой толщины, в то время как полиуретаном всего 4-5.
Конечно же это в несколько раз экономит время и затраты на услугу, делая ее еще более доступной и бюджетной.
- Жидкий полиуретан также намного быстрее просыхает (в 2 раза) по сравнению с жидкой резиной, еще сильнее ускоряя процесс окраски.
- Жидкий полиуретан в отличие от жидкой резины имеет еще саморазглаживающиеся и самозатягивающиеся свойства.
- Жидкий полиуретан может быть не только матовым, но и очень глянцевым, что также не свойственно для жидких резин.
- Жидкий полиуретан имеет защиту от обрушения материала на вертикальных поверхностях, делая покраску еще более удобной и простой.
С точки зрения нанесения, оборудования, вязкости продуктов - все одинаково, поэтому технологии и нюансы, описанные в статье подходят как для работы с жидким полиуретаном так и с жидкими резинами.


1. Мойка автомобиля

Покраска жидким полиуретаном происходит по родному лакокрасочному покрытию автомобиля, единственное что должно быть сделано – кузов автомобиля должен быть тщательно вымыт, высушен и обезжирен.
Казалось бы ничего сложного в этом нет, однако на этом этапе, зачастую, качественная покраска для многих компаний заканчивается.
Давайте подробнее рассмотрим несколько грубых ошибок:
- Тщательно вымыт должен быть не только кузов автомобиля, но и такие элементы как: нижние части порогов, бамперов, колесные арки и другие труднодоступные места. Некачественная мойка в перечисленных местах приведет попросту к плохой адгезии материала к этим поверхностям. Более того, как раз нижняя часть автомобиля и колесные арки подвержены самым агрессивным нагрузкам от пескоструя. Получается, что в достаточно большом проценте случаев качественная покраска авто жидким полиуретаном для многих компаний заканчивается даже не начавшись.
- Другой грубой ошибкой является покраска авто спустя несколько часов после мойки. Несмотря на то, что визуально автомобиль кажется сухим, на деле это совершенно не так. Влага в большинстве случаев физически не может полностью испариться за этот промежуток времени, особенно из труднодоступных мест и стыков – опять же таки это приведет к очень плохой адгезии, съемное покрытие отойдет сильно быстрее чем вы того ожидаете – в этот же день. 
Оба этих пункта являются грубейшими нарушениями технологии окраски, материал тут будет совсем не виноват.

Конечно же стоит также обратить внимание, что сам кузов автомобиля также должен быть вымыт перед окраской достаточно качественно, с применением хорошей химии. Внимательно осмотрите все поверхности: следы липы, битума и прочие инородные тела должны быть удалены специальными моющими средствами.

Видео мойки автомобиля:
https://www.youtube.com/watch?v=gS6Smo3CKUk


2. Арматурные работы

Для качественной окраски автомобиля жидким полиуретаном необходимо будет произвести демонтаж определенного количества элементов с автомобиля. Некоторые элементы снимать обязательно при любой покраске, другие же могут быть сняты с авто на усмотрение студии окраски, ее целей, задач и желаемого результата по финальному качеству.

Обязательные для снятия элементы:
- дверные ручки

Необязательные для снятия элементы:
- зеркала заднего вида или их корпуса
- различные молдинги
- бампера
- решетки
- антенка
- фары и фонари

Как вы понимаете, более детальная разборка автомобиля поможет произвести максимально качественную окраску, а также позволит сэкономить приличное количество времени на маскировке этих элементов.
Однако арматурные работы требуют определенных навыков или наличия в компании арматурщика, а также требуют дополнительного времени при подготовке авто к окраске.
Каждая компания занимающаяся покраской автомобилей в съемные защитно-декоративные покрытия обычно сама задает свои стандарты качества и цен. Мы же рекомендуем максимально качественно подготавливать авто перед покраской, разбирая и демонтируя максимальное количество элементов, которые могут повлиять на итоговое качество.

На видео продемонстрированы абсолютно все работы, которые могут потребоваться при подготовке авто к окраске:
https://www.youtube.com/watch?v=rHrZM8rG9BA&t=8s


3. Маскировка и обезжиривание


После того, как мы произвели арматурные работы можно приступать к маскировке (оклейке) элементов авто, которые не будут участвовать в окраске, такие как: стекла, зеркала, диски и другие элементы на ваше усмотрение.
Если в предыдущем пункте вы потратили больше времени и разобрали авто как у нас на видео, тогда процесс маскировки будет достаточно быстрым. Если вы сильно сэкономили время на арматурных работах, тогда вам придется немного больше и аккуратнее произвести маскировку элементов, которые вы решили не снимать.

Какие материалы вам могут пригодиться?
- укрывочная пленка или бумага
- бумажный малярный скотч
- подъемный скотч
- поролоновый валик
- салфетки без ворса
- обезжириватель

Процесс полной оклейки автомобиля хорошо изображен на видео:
https://www.youtube.com/watch?v=xOP96uxloC0


4. Покраска жидким полиуретаном


Вот мы и подобрались к самому главному – покраске автомобиля в жидкий полиуретан.
Сильно ли отличается процесс и технология окраски автомобиля жидким полиуретаном по сравнению с обычной автомобильной краской?
Нет, с точки зрения общих правил и технологий нанесение материала отличается всего несколькими нюансами:
- необходимо нанести минимум 5 слоев (толщина покрытия должна быть от 80 микрон);
- материал более дружелюбен и прост в нанесении, прощает практически все малярные ошибки, менее требователен к оборудованию и условиям, в которых происходит окраска.

Для чего необходимо создавать равномерную толщину покрытия от 80 микрон? Как измерять толщину?
- По технологии завода-изготовителя материал предоставляет свои защитные свойства, а также может быть снят спустя время с поверхности должным образом только если толщина составляет не менее 80 микрон.
- Толщина должна быть равномерной – это значит, что любая точка съемного материала должна быть не менее 80 микрон. Зачастую так бывает, что студии окраски замеряют толщину слоя на крыше или капоте, а проблемными местами при этом могут являться абсолютно непокрашенные колесные арки, пороги или нижние части бамперов – уделите этому особое внимание.
- Толщина слоя меряется специальным оборудованием – микрометром. Толщину слоя абсолютно некорректно мерить количеством слоев – от оборудования, способа нанесения и руки маляра слои могут отличаться в несколько раз по толщине.

Для качественной покраски жидким полиуретаном нам потребуется:
- компрессор производительностью от 420 л/мин;
- профессиональный пневматический краскопульт для нанесения автомобильных грунтов со способом распыления HVLP и дюзой 1.8 – 2.2 (мы рекомендуем Devilbiss Pri Pro Lite); 

- манометр для краскопульта для регулирования давления (давление на манометре выставлять 1.5 – 2.0 бара).
Для покраски автомобилей можно пользоваться и электрическими краскопультами, но в большинстве случаев вы получите менее гладкое покрытие и более того возрастет расход материала.

Покраска жидким полиуретаном Larex должна происходить в малярной камере с включенной принудительной вентиляцией. 
Что будет, если покраска будет происходить не в малярной камере или без вентиляции?
- В условиях покраски в малярной камере скорость высыхания слоя составляет 7-10 минут, при ее отсутствии около 20 минут.
- Малярная камера защищает от попадания пыли и различных инородных тел на окрашиваемую поверхность. В условиях отсутствия камеры возможен мусор на поверхности.
- Малярная камера с принудительной вентиляцией обеспечивает правильное нанесение материала, а также моментально сбивает опыл. Без принудительной вентиляции скорее всего материал будет нанесен с опылом, что скорее всего никак не скажется на матовой фактуре, однако сильно ухудшит степень глянцевости глянцевого материала.
- Малярная камера с принудительной вентиляцией является обязательным условием в том числе и с точки зрения безопасности нанесения материала для здоровья человека. Постоянный приток воздуха под давлением позволяет обезопасить мастера от попадания материала в глаза или дыхательные пути. При отсутствии малярной камеры или принудительной вентиляции работа с материалом является не безопасной для здоровья.

Покраска должна происходить при температуре 20 °С – 25 °С. Работа с жидким полиуретаном при температурах выше или ниже указанных является нарушением технологии.
Материал имеет определенные свойства, которые заложены в него заводом-изготовителем. Нанесение, растекаемость, высыхание и прочие свойства очень сильно зависят от температуры, нарушая температуру, при которой производится окраска вы автоматически нарушаете свойства продукта.

Что будет, если температура будет выше указанного значения?
При температуре выше 25 °С материал будет быстрее сохнуть, что приведет к следующим последствиям:
- появление «снежных хлопьев» или «снега» при распылении из краскопульта (как побороться?  - устанавливаем меньшее давление на краскопульте или делаем материал жиже при помощи специального разбавителя Larex);
- ухудшится растекаемость и самозатягивающиеся свойства;
- ухудшится степень глянцевости (для глянцевого продукта).

Что будет, если температура будет ниже указанного значения?
При температуре ниже 20 °С материал будет медленнее сохнуть, что приведет к следующим последствиям:
- увеличение времени высыхания слоя;
- возрастает риск «обрушения» материала на вертикальных поверхностях;
- нарушается растекаемость и самозатягивающиеся свойства.

Важно.
Перед началом работ жидкий полиуретан обязательно должен быть перемешан при помощи миксера при оборотах вращения: 200-400 об/мин!

Наш автомобиль или элемент помыт, просушен и обезжирен, жидкий полиуретан в банке перемешан – можно приступать к окраске.
Берем наш краскопульт и наливаем в бачок материал, делать это мы крайне рекомендуем через 190 или 280 микронную фильтр-воронку.

Окраска.
Первый слой жидкого полиуретана наносите в виде среднего, опыльного слоя.
Зачем это делается?
- Это позволяет материалу получить отличную степень адгезии к окрашиваемой поверхности.
- Такой слой обезопасит вас от появления на поверхности жировиков и прочих дефектов, связанных с недостаточно качественной мойкой или обезжиркой поверхности.

Последующие слои наносятся в виде мокрых слоев.
Вентиляция между слоями составляет 10 минут при принудительной вентиляции в камере и около 20 минут при ее отсутствии.
Толщина итогового защитно-декоративного покрытия должна быть не менее 80 микрон. В среднем это достигается с 5 слоев при работе пневматическим краскопультом.

Колеровка цвета.
Материал идет в виде прозрачного глянцевого или матового.
Чтобы получить тот или иной солид цвет в материал добавляется цветовой колер. Более подробно о работе с колерами описано в специальной статье.
Чтобы получить эффект металлика, перламутра, хамелеона или другие эффекты - используются порошковые эффект-пигменты. Более подробно о работе с пигментами описано в специальной статье.

После того, как работа по покраске завершена приступать к размаскировке авто или элемента и сборке можно уже спустя 20 минут после нанесения последнего слоя.
Полная полимеризация покрытия происходит в течение 12 часов.
Промыть оборудование рекомендуется в течение 30 минут после завершения работ. Отлично для этого подойдет бюджетный сольвент.

Видео о полной окраске автомобиля жидким полиуретаном вы можете посмотреть по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=R9gF2hZc18E


5. Дополнительная опция - лак для жидкого полиуретана

Появление специального лака для жидкого полиуретана произвело большой бум на рынке защитно-декоративных покрытий.
Это произошло по множеству причин:
- Жидкий полиуретан с лаком дает толщину больше, чем полиуретановые пленки (от 160 микрон). Получается, что бронирование автомобилей стало в 3-5 раз дешевле, быстрее и удобнее.
- Жидкий полиуретан с лаком не уступает по внешнему виду и эксплуатационным свойствам обычной автомобильной краске, более того давая 100% защиту от влаги и коррозии для кузова авто и родного ЛКП.
- Лак дает защиту от бензина, растворителей, УФ-излучения, реагентов и прочих неприятностей на дороге. Прекрасно полируется при желании.
- После нанесения лака на жидкий полиуретан покрытие также остается съемным: можно снять его при желании без каких-либо специальных навыков и оборудования.

Как работать лаком?
Специализированный лак Larex наносится в виде двух финишных слоев только на высохший жидкий полиуретан.

Сколько времени ждать высыхания полиуретана до начала работ с лаком?
Полное высыхание поверхности жидкого полиуретана происходит в течение следующего времени:
- 12 часов при температуре 20 °С;
- 40 минут при температуре 60 °С.

Что произойдет, если будет нарушена технология и лак будет нанесен на не просохший жидкий полиуретан?
Скорее всего в таком случае вы столкнетесь с рядом достаточно больших проблем, так как это является грубейшим нарушением технологии окраски:
- покрытие может покрыться микротрещинами;
- покрытие может приклеиться к родному ЛКП авто навсегда.  

Итак, мы нанесли с вами жидкий полиуретан на кузов авто, соблюдая равномерную толщину не менее 80 микрон. Затем просушили полностью покрытие при помощи температурной сушки или при комнатной температуре в течение 12 часов – теперь мы полностью готовы перейти к работам, связанным с нанесением специального лака.

Сколько материала уйдет на качественное покрытие глянцевым лаком среднего седана?
Для покрытия жидкого полиуретана глянцевым лаком для среднего седана нам понадобится следующее:
1х Synthetic Coat – специальный активатор
2х HighGloss Clearcoat – глянцевый лак
1х Hardener – отвердитель


Наливаем литр Synthetic Coat в краскопульт для жидкой резины, предварительно хорошо промыв его.
Наносим состав на окрашиваемую поверхность средним слоем, главная наша задача, чтобы состав был нанесен на все элементы и полости, которые в дальнейшем будут лакироваться.
Специальный активатор вступает в химическую реакцию с жидким полиуретаном и наносимым поверх него лаком, обеспечивая взаимное проникновение материалов.
Лак должен наносится в интервале времени от 15 минут до 30 минут с момента нанесения Synthetic Coat.

Для качественного нанесения лака нам потребуется:
- компрессор производительностью от 300 л/мин;
- профессиональный пневматический краскопульт среднего давления для нанесения автомобильных лаков с дюзой 1.3 – 1.4 (мы рекомендуем Devilbiss GTi Pro Lite); 

- манометр для краскопульта для регулирования давления (давление на манометре выставлять 1.8 – 2.0 бара).
Для работы с лаком использование электрического краскопульта неприемлемо, итоговое качество будет ужасным.

Лак смешивается с отвердителем в пропорции 2:1 по объему. Тщательно перемешайте компоненты перед нанесением. Срок годности готовой смеси составляет 3 часа.
Лак требуется наносить двумя мокрыми полными слоями. Вентиляция между первым и вторым слоем занимает обычно 5-7 минут.
После того, как работа по нанесению лака завершена, вам потребуется выждать определенное время перед тем, как начинать сборку авто:
- 12 часов при температуре 20 °С;
- 40 минут при температуре 60 °С.
Полная полимеризация лака составляет 15 дней с момента окраски.
Мы не рекомендуем производить полную полировку или мойку авто в первые две недели.


Мы надеемся, что наше подробное описание процесса покраски поможет вам выполнить работу быстро и качественно, оградив от многих возможных ошибок.
Мы всегда рады ответить на ваши вопросы, поделиться знаниями и накопленным опытом!

С Уважением,
коллектив Pitlane Colors